Сontemporary Art of Seoul


Современное искусство Сеула процветает. Собственно, здесь только современное искусство и приветствуется, если не считать традиционной живописи (пейзажи тушью в восточноазиатской манере). Молодежи это уже стало скучно, по-видимому. А вот ходить на выставки, где твое сознание немного сдвинут, всегда интересно. Поэтому в Seoul Museum of Art было много молодых людей, ходили парочками и смотрели на мигающие полотна, яркие скульптуры на грани поп-арта с отсылкой в прошлое.



Сменная экспозиция называлась Time. Меня в ней больше всего привлекло приглушенное освещение, размеренное тиканье часов и мягкий, просто неимоверно мягкий ковер под ногами. Мои измученные ходьбой ноги просто плавали по ворсинкам этого шикарного черного ковра. Надо уточнить, что современное искусство я поехала смотреть в крайне неадекватном состоянии. У меня была температура и кружилась голова, и я блуждала по залам весь день в размышлениях о своей жизни. В те дни в Сеуле пробегал вирус Mers. Конечно, у меня была обычная простуда, но даже маленькая вероятность того, что в свои последние дни я вижу не Сикстинскую капеллу, а выставку Yun Suknam с многочисленными рыбами и собачками, меня обескураживала. Собачки были вырезаны из дерева и составлены в комнату плотной толпой. Все животные воплощали в себе голодных, изгнанных питомцев, смотрящих на зрителя с просьбой в умных глазах. Я посмотрела на видео, в котором художница (надо сказать, весьма признанная и в годах) рассказывала про свои идеи и жизнь. Харизматичная личность, ничего не скажешь.







Вторая галерея была для меня открытием. Она располагалась в королевском дворце Доксогун. С выставочными площадями в Сеуле все в порядке, поэтому они могут разместить в нескольких залах сразу одного художника, в принципе с одной картиной. Ну, не одной конечно, но так мне казалось в начале. Серия «Forgotten things» художника Jung Takyoung ( на этот раз мужчины, тоже в годах и схаризмой) была весьма однообразна. Пятна растекающейся туши на огромных листах рисовой бумаги висели на стенах. Я скептично смотрела на это, а потом села напротив самой большой работы и задумалась. И тут меня вставило. Потому что я поняла, что не сами работы призваны заполнить меня миром художника. Я сама заполнила эти полотна собой! Не знаю, как еще точнее описать, но в тот миг моя жизнь и мысли потекли передо мной как река, темные пятна туши смешивались с белой бумагой. Нельзя было сказать, чего в картинах больше - света или тьмы. Так же и с жизнью. Абстрактное искусство втекло в мою голову через картины Jung Takyoung, кто бы мог подумать.



После пережитого инсайта я поехала в Leeum, Samsung Museum of Art. Может, я буду слишком критична, но более античеловеческого музея я не видела. Дело не в том, что туда не стоит ехать, и смотреть нечего. Есть что, конечно. Только фотографировать эту красоту было нельзя. Просто там все пропитано своей атмосферой: власть, мужское Эго, война, выдержка, богатство, холод. Там и правда было холодно, несмотря на 30 градусную жару на улице. Еще лифты напоминали камеру сожжения в Освенциме, я там не была ни разу, но черный металл без каких-либо намеков на искусство навевает на мысли о смерти. На стенах были аккуратно развешены полотна Anish Kapoor, Mark Rothko и прочие легенды уходящей эпохи. Все они несли в себе какую-то могучую силу, но сила эта была опасна. Создатели галереи не отступались от стиля. На верхних этажах располагался музей исторических ценностей: керамика, бронза. Причем оформление маленькой вазочки в десятки ваз превосходило экспонат по размерам, да, думаю, и в цене.



Единственное, что понравилось, - сама архитектура здания, с куполообразной крышей в центре. Стоя внизу, можно было смотреть в туннель лестничного пролета и ощущать некоторую свободу. Шанс на то, что в искусстве все будет не так плохо в будущем, главное - смотреть вверх.



В другой день мы посетили Hongik University – сеульский университет искусства и науки. Этот университет действительно впечатляет своей открытостью и смелостью. Самое приятное, что везде можно было пройти без всяких пропусков и разрешений. После посещения мастерских студентов на художественных специальностях стало понятно, откуда ноги растут. Да, здесь даже в учебных заведениях можно делать все, что угодно, полный полет фантазии. Сrazy Сontemporary Art!




В этом учебном подходе, конечно, есть свои плюсы, но есть и минусы. По работам было видно, что им совершенно не дают основ академической живописи, провал в знаниях тянет за собой невежество и отсутствие гармонии. Очень хотелось взять и объединить нашу школу живописи с корейской и получить грамотных и смелых художников, которые могут создавать свои идеи и реализовывать их на достойном уровне. Но к сожалению, это не так просто. Поэтому в нашей академии будет вход по пропускам и станковые композиции со старушками, а в Сеуле в парке будут стоять гигантские голуби русалки из пенопласта. Современное искусство набирает свои обороты, и, думаю, из этого рано или поздно выйдет что-то стоящее. Или не выйдет)