Проблематика современного искусства и место художника в нём



Роль художника в современном мире. Художники, кураторы, эксперты, критики и модные колумнисты сломали на эту тему столько копий, что хватило бы двум-трём африканским племенам на сезон активной охоты. Однако, сосредоточившись на слове «современное», многие перестали обращать внимание на слово «искусство».
Что значит «творить искусство»? Искушать, открывать новые границы и грани восприятия мира. Искусство, как понятие, не может быть современным или не современным – оно находит (или не находит) отклик в душе человека, побуждает его по-другому взглянуть на себя и мир, прийти к новым решениям. Искусство шире рамок времени, тенденций, терминов и трендов.
«Современность, чувство нахождения вместе во времени - это древняя загадка ощущений», - говорят делийские художники. Сейчас contemporary art – скорее образ жизни, желательно в причудливой форме. «Неважно, каким способом художник добивается тех или иных реакций, главное, что он что-то делает и хочет донести до зрителя свои мысли», - говорят теоретики современного искусства. «Современный художник – это то, кто выходит за рамки привычных границ и пробует новые способы формирования образов, мыслей», - уточняют их коллеги. Ключевые слова здесь – не «новые способы» и «за рамки привычного», а «образы, мысли». Пустая форма без содержания не может «искушать», не может рождать новых смыслов. В этом и заключается главная проблема деятелей современного искусства - в погоне за чем-то новеньким, необычным они забывают, что главное не способ (техника).
В запутанном мире модных терминов так просто забыть о том, что важно для тебя самого. И забыв о том, ради чего они, собственно, занялись искусством, современные художники продолжают делать то же, что и предшественники, но при этом ругают их за консерватизм. Конечно, так скучно рисовать фрукты на плоскости, давайте сделаем инсталляцию – те же фрукты, только из полиэтиленовых пакетов. А смысл потом додумаем. Главное, чтобы в деятельности была «отражена современность». В результате несчастные художники выбирают материал и форму «посовременнее», не задумываясь над тем, насколько многогранны и неоднозначны понятия современности и времени. Если делать ставку только на форму, ваша работа стремительно устаревает, становится прошлым. Очень большая часть «современного искусства» - настоящий атавизм. В нем нет места настоящему художнику, потому что это область для тех, кто хочет показать себя здесь и сейчас, при этом привлекая внимание любыми способами. Вы ведь всегда обратите внимание на того, кто будет громко ругаться в автобусе. Этот человек будет придумывать все новые и новые слова, но смысл в них один и тот же – недовольство миром, нерешённые проблемы, одиночество, в конце концов. Но он никогда не станет водителем, который довез пассажиров от точки «современность» до станции «вечность».
Современный художник вовсе не свободен в методах самовыражения, он просто должен быть готов поражать публику своей исключительной натурой. Делать всё, что хочешь, несложно – но нужно сначала знать, чего именно ты хочешь. И здесь тут как тут оказываются центры современного искусства с книгами и статьями о contemporary art. «Актуальные смыслы», «инновационные технологии» и прочие убедительные слова разъясняют художнику, что именно он хочет донести до масс. О том, что творец – человек, который пропускает реальность через фильтр собственного зрения и самостоятельно учится делать выводы, современные кураторы забыли. Точка зрения творца заменяется модными словечками и общим набором приемлемых в медиа фраз.
Пока дело обстоит таким образом, «расширения границ» в искусстве на самом деле не будет. Не будет и самого искусства. Художник прежде всего должен уметь думать, и на службу своей мысли и чаяниям ставить опыт современников и предшественников. И пока ему есть что сказать – форма будет находиться сама; содержание подскажет средства выражения, которые найдут путь к сердцам зрителей. А содержание, диктующее форму, ведёт лишь к краткому всплеску фолловеров в твиттере – и к гарантированному забвению в будущем вместе с «пароходом современности».